Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Инвалиды составляют одну из многочисленных социально уязвимых категорий населения. Проблема людей с ограниченными возможностями напрямую касается 23% россиян – каждой пятой семьи в России. Из них 13% имеют в своем составе взрослого члена семьи – инвалида, 3% – ребенка-инвалида, а 8% имеют один из диагнозов, связанных с ограниченными возможностями.
Современное общество существует в большей мере за счет соблюдения определенных установок, прав и свобод граждан. Но такие права и свободы не устанавливаются произвольно, любое государство имеет юридически за-крепленные законы. Гарантию соблюдения прав человека и свободы граж-дан России обеспечивает основной закон – Конституция, а на региональном уровне – это Конституция или Устав, а также законы субъектов федерации (например, в Волгоградской области принят Закон Волгоградской области от 31.12.2015 № 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области»).
Именно на конституционно-правовых нормах по правам и свободам человека базируется социальная защита населения, включая и такую катего-рию граждан как инвалиды.
Однако данная цель – построить действующую систему социально-правовой защиты, является одной из самых сложных проблем современного социума, которая требует для своего решения не только её понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и струк-тур. Если рассматривать данную проблему со стороны государства, то для него решение вышеупомянутой проблемы позволит реализовать принцип социальной направленности, а также существенно уменьшить социальную напряжённость среди этой категории граждан. Именно поэтому построение реально действующей, простой, но при этом эффективной системы социаль-ной защиты инвалидов является актуальной, и именно в связи с этим акту-альна данная работа.
Государство должно создавать для них комфортные условия во всех жизненных ситуациях, что является его прямой обязанностью.
Государство гарантирует инвалидам возможность получения социаль-ного обеспечения на основе принципа социальной справедливости независи-мо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений, при-надлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Целью данного исследования является проведение анализа деятель-ности Комитета социальной защиты населения Волгоградской области в об-ласти социальной защиты инвалидов, выявление положительных и отрица-тельных сторон в этой области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. рассмотреть теоретико-правовые основы социальной защиты инва-лидов;
2. дать социально-экономическую характеристику Волгоградской об-ласти;
3. проанализировать специфику деятельности Комитета социальной защиты населения Волгоградской области в области социальной защиты ин-валидов, выявление положительных и отрицательных сторон деятельности.
Объектом данного исследования является социальная защита инва-лидов, осуществляемая Комитетом социальной защиты населения Волго-градской области.
Предметом данного исследования выступают положительные и отри-цательные стороны деятельности Комитета социальной защиты населения Волгоградской области по осуществлению социальной защиты инвалидов.
1. Теоретико-правовые основы социальной защиты инвалидов
1.1. Понятие, цели и задачи социальной защиты инвалидов
У каждого человека, который живёт на территории нашей страны, то есть России, есть юридически закреплённые права и свободы. Они неотчуж-даемы, гарантированы государством и за их нарушение предусмотрено наказание. Все права и свободы человека и гражданина содержатся в основ-ном и важнейшем законе России – Конституции . Согласно статье 2 главы 1 главного закона нашей страны – человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
В России существует политика социальной защиты населения, распро-страняющаяся на всех людей без исключения, непосредственно включая и инвалидов. Данная стратегия государства опирается на конституционно-правовые постановления о правах и свободах человека. Наше государство обязано создавать комфортные условия жизнедеятельности для людей, про-живающих в России.
В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) такое поня-тие как инвалид понимается как лицо, имеющее нарушения здоровья со стой-кими расстройствами функций организма, которое было вызвано заболева-нием, из-за травм, которые привели к ограничению дееспособности и вызва-ли необходимость социальной защиты этого гражданина, оказания ему по-мощи.
Людей с таким заболеванием, как инвалидность можно разбить на группы: дети и взрослые. В первой статье указанного выше федерального закона признанным инвалидами лицам старше 18 лет, то есть взрослым, устанавливается группа инвалидности, а лицам младше 18 лет приписывает-ся категория «ребёнок инвалид».
По оценке Федеральной службы государственной статистики большин-ство инвалидов (около 70%) находятся на пороге бедности или за её чертой. Следует отметить, что бедность может быть следствием или даже стать при-чиной инвалидности.
Уровень жизни может снизиться после приобретения лицом категории инвалидности, так как ограниченные возможности являются помехой для осуществления деятельности направленной на получение прибыли. Также в результате приобретения инвалидности человек может лишиться прежнего источника дохода из-за неспособности выполнять функции, осуществляемые им ранее.
Как уже и говорилось выше, бедность может являться причиной инва-лидности. Тяжёлые жизненные обстоятельства способны оказать негативное влияние и разрушительное воздействие на здоровье человека в целом, что может привести к приобретению им статуса инвалида. К слову, анализ, кото-рый проводился в области здравоохранения, показал, что те страны, где лю-ди находятся за чертой бедности или непосредственно в категории «бедных людей», там инвалидность встречается чаще и выражена наиболее ярко. По-литика государства по борьбе с бедностью помогает снизить риски появле-ния и распространения инвалидности на территории нашей страны .
В цивилизованном мире основным средством решения проблем инва-лидов является их социальная защита.
В настоящее время в ст. 2 Закона № 181-ФЗ социальная защита инва-лидов определяется как система гарантированных государством экономиче-ских, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвали-дам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жиз-недеятельности и направленных на создание им равных с другими гражда-нами возможностей участия в жизни общества.
Целью государственной политики в области социальной защиты инва-лидов в России является обеспечение инвалидам равных с другими гражда-нами возможностей в реализации гражданских, экономических, политиче-ских и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией России, а так-же в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международ-ного права и международными договорами России .
Основные задачи социальной защиты инвалидов:
– максимально развивать индивидуальные способности и качества ин-валидов;
– содействовать достижению взаимопонимания между инвалидом и со-циальной средой;
– способствовать распространению информации о правах и льготах инвалидов, обязанностях и возможностях социальных служб;
– обеспечивать консультации по юридическим правовым аспектам со-циальной политики.
Определение приоритетных направлений развития системы социальной защиты инвалидов в России базируется на преемственности основных задач прошлых лет, а также на государственных программах, основных направле-ниях деятельности Правительства Российской Федерации и социально-экономического развития на 2019-2025 годы .
В настоящее время в сфере социальной защиты уже происходят значи-тельные преобразования: расширяется перечень услуг , внедряются новые формы обслуживания, реализуются долгосрочные целевые программы.
Содержание модернизации, то, к чему должна стремиться система со-циальной защиты инвалидов, при совершенствовании методов социальной защиты инвалидов – оптимизация ресурсов, мотивация сотрудников, созда-ние условий для повышения квалификации и профессионального развития специалистов, оптимальная техническая оснащённость управленческого зве-на и подведомственных учреждений социальной поддержки и социального обслуживания, ориентация на потребности населения, рост в общем объёме управленческой деятельности удельного веса функций планирования, регу-лирования, контроля.
Ключевыми моментами квалификации управленцев социальной сферы, кроме специального образования, должны стать концептуальное мышление, готовность к обучению, способность к активной критике, открытость для ин-новационного развития, социальная компетентность, ответственность.
Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной га-рантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источ-ника средств к существованию при наступлении социальных рисков .
Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, совершенствование методов соци-альной защиты должны вестись по следующим направлениям:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Декларация о правах инвалидов (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) – [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15978#zEyKjlSJZKuay21H – (дата обращения: 12.10.2021).
2. Резолюция № 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН «Конвенция о правах инвалидов» (принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) – [Электронный ре-сурс] / СПС «Консультант Плюс» – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=53137#DOxNilSyZu0rYiUu2 – (дата обращения: 12.10.2021).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) – [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ – (дата обраще-ния: 12.10.2021).
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изменениями на 28 июня 2021 года) – [Электронный ресурс] / СПС «Кон-сультант Плюс» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ – (дата обраще-ния: 12.10.2021).
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изменениями на 02 июля 2021 года) – [Электронный ресурс] / СПС «Кон-сультант Плюс» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ – (дата обращения: 12.10.2021).
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изменениями на 06 октября 2021 года) – [Электронный ресурс] / СПС «Кон-сультант Плюс» – URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_34683/ – (дата обраще-ния: 12.10.2021).
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изменениями на 01 июля 2021 года) – [Электронный ресурс] / СПС «Кон-сультант Плюс» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ – (дата обраще-ния: 12.10.2021).
8. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями на 11 июня 2021 года) – [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ – (дата обращения: 12.10.2021).
9. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» (изменениями на 03 апреля 2020 года) – [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57539/ – (дата об-ращения: 12.10.2021).
10. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29 сентября 2018 года) – [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ – (дата обраще-ния: 12.10.2021).
11. Прогноз социально-экономического развития Российской Феде-рации на период до 2024 года (разработан Минэкономразвития России) – [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308166/ – (дата обраще-ния: 12.10.2021).
12. Постановление Администрации Волгоградской обл. от 24.11.2014 № 33-п «Об утверждении Положения о комитете социальной за-щиты населения Волгоградской области» (с изменениями на 13 августа 2021 года) – [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» – URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW180;n=109659#NbXKilSysK32fNH5 – (дата обращения: 12.10.2021).
13. Апанасова В.А. Проблемы социальной защиты инвалидов в госу-дарстве // Лучшая студенческая статья 2021: сборник статей XXXVI Между-народного научно-исследовательского конкурса. – Пенза, 2021. – С. 89-90.
14. Букина Т.С. Актуальные направления развития системы социаль-ной защиты лиц с ограниченными возможностями // Вестник образователь-ного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. – 2020. – № 16. – С. 3-5.
15. Легенчук Е.А., Легенчук Д.В. Социальная защита инвалидов : учебное пособие. – Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2007. – 227 с.
16. Мальцева А.Ю. Источники права социальной защиты инвалидов в России // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее: сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции. –Курск, 2020. – С. 199-201.
17. Чемодурова К.В. Защита прав лиц с ограниченными возможно-стями в Российской Федерации // Актуальные вопросы истории, философии и права: сборник статей VI Международной научно-практической конферен-ции. – Петрозаводск, 2021. – С. 64-69.
18. Шикула И.Р. Конституционные основы защиты прав и свобод со-циально-незащищенных граждан // Конституционные ценности и ценность Конституции: материалы круглого стола с международным участием, про-водимого в рамках XV Фестиваля науки города. – Москвы. 2020. – С. 218-222.
19. Комитет социальной защиты населения Волгоградской области [Электронный ресурс] / URL: https://uszn.volgograd.ru/ (дата обращения: 12.10.2021).
20. О социально-экономическом положении и инвестиционной при-влекательности Волгоградской области в 2021 году [Электронный ресурс] / URL: https://www.mid.ru/diverse/-/asset_publisher/zwI2FuDbhJx9/content/o-social-no-ekonomiceskom-polozenii-i-investicionnoj-privlekatel-nosti-volgogradskoj-oblasti-v-2021-godu (дата обращения: 12.10.2021).
21. Отчет по основным (профильным) направлениям деятельности комитета социальной защиты населения Волгоградской области за 2020 год [Электронный ресурс] / URL: https://uszn.volgograd.ru/current-activity/reports/ (дата обращения: 12.10.2021).
22. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области [Электронный ресурс] / URL: https://volgastat.gks.ru/ (дата обращения: 12.10.2021).
23. Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс] / URL: https://sfri.ru/ (дата обращения: 12.10.2021).